"Моя Родина Россия" ср. группа 9

30.08.2023

Проект в средней группе «Моя Родина — Россия»

 

Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.

Задачи проекта:

• Расширять и систематизировать знания детей о России, о её символике (герб, флаг, гимн, достопримечательностях).

• Приобщать к истокам народной культуры

Формировать любовь к своему родному городу; развивать познавательный интерес и любовь к родному краю. Учить детей называть свою страну, свой город, достопримечательности города, уточнять и расширять знания о родном городе.

• Развивать навыки культуры речевого общения.

• Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.

• Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта.

Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.

• Воспитывать гражданско-патриотические чувства, чувство любви и гордости за свою Родину.

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации: проект был осуществлен в период с 07.08.2023 по 28.08.2023г.

Руководитель проекта: Чернакова Лариса Васильевна

Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие»«художественное развитие»«физическое развитие».

Этапы реализации проекта.

1-ый этап – Подготовительный

Определение идей, задач проекта

Сбор информации

2-ый этап – Практический

Работа с детьми

Работа с родителями

3-ий этап – заключение

Актуальность проекта:

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представление детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Проблема:

Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДОУ. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается средний уровень знаний о родной стране, а у некоторых отсутствует познавательный интерес. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта«Моя Родина Россия».

Гипотеза:

Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Условиями реализации проекта являются: систематизация материала по теме проекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.

Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, потешек, пословиц по теме, составление рассказов, просмотр презентаций, мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, спортивный досуг, викторины, наблюдения и прогулки, консультации для родителей.

Предполагаемый результат:

Для детей:

1. Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;

2. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

3. Формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;

4.Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважении к старшим, любви к Отчизне;

5. Знать историю своей страны, её героев.

Для родителейродители будут понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.

Принципы реализации проекта:

Принцип свободы и самостоятельности.

Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности.

Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).

Принцип интеграции различных видов деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определенного обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.

Принцип наглядности.

Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип последовательности.

Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному).

Принцип занимательности.

Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Продукт проектной деятельности:

• Выставки детского творчества

• Конкурс рисунков «Герб России»

• Подборка дидактических игр

• Презентации по теме проекта

Организация деятельности над проектом:

Деятельность воспитателя:

- подготовка методических и дидактических материалов.

- подбор видео и аудио материалов.

- проведение интегрированных занятий, бесед.

- Чтение художественной литературы.

- подбор пословиц и поговорок на заданную тематику.

- подготовка презентации по теме проекта.

- подготовка консультаций для родителей.

Деятельность детей:

– Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок.

- Заучивание пословиц и поговорок и стихов.

- участие в спортивном  мероприятии

Деятельность родителей:

- Чтение детям произведений по теме проекта

- Участие во всех мероприятия группы

- Привлечение родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.

Этапы реализации.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по теме проекта.

Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка литературы.

2 этап. Основной этап.Хочу такой сайт

Работа по данной теме спланирована по блокам.

1 блок. Познавательное развитие.

НОД на тему «Мой город».

Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с изображением Российских символов, достопримечательностей и тд.

2 блок. Речевое развитие.

Загадывание русско- народных загадок.

Стихи:

Воронько «Лучше нет родного края»,

В. Лебедев – Кумач «Москва»,

С. Михалков «Кремлёвские звёзды»«Россия».

А. Барто «На заставе»«Блокада»,

А. Пантелеев «Честное слово».

Сказки народов России.

Поговорки:

«В своем болоте и лягушка поёт»,

«Дома и стены помогают»,

«Всякая птичка своё гнездо бережёт»,

«Где родной край, там и рай»,

«Где родился, там и пригодился».

Подбор стихов о войне.

Беседа с детьми «Государственные символы России».

Рассматривание иллюстраций «День Защитника Отечества»«Военная техника».

Беседа с детьми «Тот герой, кто за Родину горой».

Беседа с детьми о разнообразии деревьев и их пользе.

Беседа с детьми о родном городе.

3 блок. Художественно – эстетическое развитие.

НОД по рисованию  «Флаг России».

НОД «Знакомство с народными игрушками».

НОД по лепке «Пирожное к семейному торжеству».

Рисунки на асфальте «Мы живём в России».

НОД по лепке «Флаг России».

Беседа «Народные промыслы России».

НОД по конструированию «Пилотка».

Слушание «Пение птиц»,

4 блок. Социально – коммуникативное развитие.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Игра – викторина, связанная с природой нашей России.

Работа в раскрасках.

Дидактическая игра «Составь флаг (цветные кубики)».

Дидактическая игра «Собери герб».

Дидактическая игра «Мир профессий».

Дидактическая игра «С какого дерева листок».

Сюжетно –ролевые игры :

«Мы - шофёры»«Экскурсия по городу»«Семья»«День рождения»«Пограничники»«Разведчики»«Моряки».

Пальчиковые игры «Родина»«Мы - Россияне».

5 блок. Физическое развитие.

Подвижная игра «Золотые врата» .

Подвижная игра «Сильные, ловкие, смелые».

Подвижная игра «Гуси лебеди»«Краски»«Перетяни канат»«Пятнашки»«Найди свой цвет».

Хороводная игра «Во поле берёза стояла»«К нам гости пришли».

Во второй половине дня:

- Индивидуальное заучивание стихов.

- Чтение художественной литературы.

- Игры.

3 этап заключительный:

Рефлексия проведенных мероприятий по проекту (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта).

Сотрудничество с родителями

1. Знакомство родителей с задачами проекта.

2. Рекомендации по теме «Наша Родина – Россия»

3. Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.

4. Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание дошкольников».

5. Консультация для родителей «Как воспитать в ребёнке патриота?».

6. Создание в группе центра патриотического воспитания.

7.Привлечь родителей  к изготовлению макета  «Мы помним…» к 78летию победы.

13. Рисунки детско – родительского  «Герб семьи».

     15. Папка – передвижка для родителей «Моя Родина – Россия».

Обсуждение итогов и анализ работы

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р. Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, чтение совместно с ребенком, получают подарки от своих детей, которые дети создают своими руками

Вывод:

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

В ходе реализации проекта бала достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.

Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства.

Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, развитию эстетического восприятия.

Полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.

Список Литературы:

1. Алешина А. Н., «Ознакомление с окружающим миром». –М: ТЦ Сфера.

2. БаранниковаО. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие». –М: АРКТИ, 2007г.

3. Вераксы Н. Е. «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика- синтез,М: 2015г.

4. Головин Н. «Моя первая история». –М, 1993г.

5. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»- М: АРКТИ, 2005г.

6. Дегтярев А. Я. «История российского флага: легенды, факты, споры»,М: ТОО Интелтех, Воскресенье, 1994г.

                   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».