Образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования (далее Программа) Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения – детского сада
№
208 принята на Педагогическом Совете №1 30.08.2023г., утверждена Приказом
заведующего № 61-од от 30.08.2023 г., рассмотрена Советом родителей 14.06.2023
г.
Программа
составлена в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО.
Программа
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому и
физическому.
Программа
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Указ Президента Российской Федерации
от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, №
41,
ст. 6959)
- Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
- Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022 г. № 955
- Санитарно-эпидемиологические
требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный
№ 61573), действующим до 1 января 2027 г.
- Федеральная образовательная программа
дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
- Основы государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
Программа
состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Программа
включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, а
также дополнительный раздел – краткую презентацию согласно ФГОС ДО.
Обязательная
часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и оформлена в виде ссылок
на ФОП ДО.
Часть
ОП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на
развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах
деятельности и/или культурных практиках. Часть программы, формируемая участниками
образовательных отношений, представлена в Программе курсивом. Эта часть в том
числе предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с
региональными особенностями и представлена следующими программами:
• Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет». Дошкольный
возраст. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 460 с. В 2-х частях:
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий,
ранний возраст.
• Образовательная программа дошкольного
образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст/ Н. В. Дягилева, О. В. Закревская,
О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство образования и молодежной
политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования».
Екатеринбург:
ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с.
Объем
обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе
которой:
– рабочая программа воспитания,
– режим и распорядок дня для всех
возрастных групп ДОО,
– календарный план воспитательной
работы.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В
целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает описание:
– задач и содержания образовательной
деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп
обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной
программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания.
– вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов;
– особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик;
– способов поддержки детской инициативы;
– особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями обучающихся;
– образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел
включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный
раздел Программы включает описание:
– психолого-педагогических и кадровых
условий реализации Программы;
– организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее – РППС);
– материально-техническое обеспечение
Программы;
– обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены режим и
распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной
работы.
Цель
Программы: разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций
В
Программе предусмотрена коррекционно-развивающая работа. КРР и (или)
инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений
развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в
том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов.
Цели
коррекционной работы:
• Раннее выявление отклонений в развитии
детей дошкольного возраста с целью предупреждения вторичных отклонений;
• Коррекция имеющихся нарушений в
развитии детей дошкольного возраста;
• Социальная адаптация и интеграция
детей с отклонениями в развитии в среду нормативно развивающихся сверстников.
Значимые
для разработки и реализации Программы характеристики
Основные
участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители (законные
представители). Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса
образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные
представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход,
присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Особенности
разработки Программы:
– условия, созданные в ДОО для
реализации целей и задач Программы;
– социальный заказ родителей (законных
представителей);
– детский контингент;
– кадровый состав педагогических
работников;
– культурно-образовательные особенности
МАДОУ;
– климатические особенности;
– взаимодействие с социумом.
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО семьями обучающихся дошкольного возраста
являются:
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к
воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного
потенциала семьи.
Достижение
этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных
представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки
семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе,
реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных
представителей), повышение их правовой, психолого- педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей;
3) способствование развитию ответственного
и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме
сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными
представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных
представителей) в образовательный процесс.