Консультация Повышение уровня правовой культуры в области семейного права «Дети и их права».

24.12.2021

Повышение уровня правовой культуры в области семейного права «Дети и их права».

 

Цель: повысить правовую культуру родителей и детей

Задачи:

- расширение знаний    о содержании документов, регулирующих права ребёнка;
- обогащение родителей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми;
- знакомство с современными исследованными в области воспитании и обучении детей;

 

«Дети – не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»- Януш Корчак.

В настоящее время возрастает актуальность проблемы воспитания правовой культуры взрослых и детей.

Что такое правовая культура?

Это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка, что находит отражение в деятельности ДОО, ориентированной на выполнение установок и требований ФГОС. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. К сожалению, лишь небольшая часть взрослых (10-15%), занимающихся воспитанием детей, знакома с Конвенцией о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.; наша страна ратифицировала ее Федеральным законом от 7 мая 2013 г. №75-ФЗ).

Позиция (дети малы для таких знаний) свидетельствует о безграмотности взрослого населения в области прав человека и принципиально вредна для формирования личности ребенка как будущего гражданина. Из чего следует, что начинать работу необходимо с ознакомления взрослых с нормативными документами и раскрытия их значения для развития личности ребенка. 
Поэтому, необходимо, в дошкольных образовательных учреждениях организовать систематическую и целенаправленную деятельность педагогов по формированию правового мышления у воспитанников, в соответствии с международными нормами права ребенка. Вести правовое просвещение родителей. Содействовать защите прав и достоинства детей. Мы уделим внимание первым двум направлениям, так как работа с дошкольниками по формированию правовой культуры имеет свою специфику и требует отдельного, более глубокого освещения. В настоящее время недостаточно литературы, которая помогла бы определить, какие статьи Конвенции могут реализоваться в условиях ДОУ. Средства массовой информации мало освещают эту проблему, и, как следствие, педагогические работники даже не задумываются, соблюдаются ли права детей. 
Кроме того, существуют такие нарушения прав ребенка, как предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, необоснованная критика в его адрес. Но это происходит не преднамеренно, а в силу непонимания данной проблемы и не владения приемами психолого-педагогического воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

Уровни законов, регулирующих права ребёнка( выделяют 3 уровня законов). 
1-й уровень: Законы международного уровня.
Декларация прав ребенка (принята ООН, 20.11.1959 г.). 
Декларация — «провозглашение»: носит не столько законодательный характер, сколько характер нравственного ориентира.
Конвенция о правах ребенка (принята 20.11.1989) - это правовой документ высокого международного стандарта. Он предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее.  
Значение Конвенции состоит и в том, что в ст.54 впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.) 
Конвенция содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:
- Выживание

- Развитие

- Защита

- Обеспечение активного участия в жизни общества;

Даёт понятия «жестокое обращение» и определяет меры зашиты (ст. 19), устанавливает ответственность государства:
- за обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребёнка (ст. 6);

- за защиту от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права ребёнка на личную жизнь, от посягательства на его честь и репутацию (ст. 16);

- за обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);Хочу такой сайт

- за признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

- за защиту ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации (ст. 34);

- за защиту ребёнка от жестокого обращения (ст. 37);

- за помощь ребёнку, явившемуся жертвой любых видов жестокого обращения (ст. 39).

2 -й уровень: Конституция РФ (принята 12.12.1993 г.)
Уголовный кодекс РФ - предусматривает уголовную ответственность: 
- за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст. 106-135); 
- за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150-157).
Семейный кодекс РФ – гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56);
- при этом предусмотрены: лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69); немедленное отобрание ребёнка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и здоровью (ст. 77).
3 -й уровень:
Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ (№124)
Закон об образовании в РФ (№273)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ДОУ:

-Устав ДОУ (в Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей);
- ДОГОВОР между ДОУ и родителями (важное дополнение к Уставу, там оговариваются условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. государства).
- Положения и т.д.
Для соблюдения прав детей в РФ созданы должности (Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Юрьевна Кузнецова- омбудсмен)
Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

Мороков Игорь Рудольфович.
На протяжении нескольких десятилетий, даже столетий общество пытается решить проблему защиты детей (художественные произведения, законы). Но до сегодняшнего дня эта проблема существует. Одна из них – проблема жестокого обращения с детьми.
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Основные формы жестокого обращения с детьми: 
- физическое насилие, 
- психическое насилие,
- сексуальное насилие,    - пренебрежение нуждами ребенка;
Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.

К психической форме насилия относятся: - открытое неприятие и постоянная критика; - угрозы в адрес ребенка в словесной форме; - замечания в оскорбительной форме; 
- преднамеренная физическая или социальная изоляция; - ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; - однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.
«Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает» Иммануил Кант;

Создание правового пространства в ДОУ предполагает решение следующих задач со взрослыми: 
- Формирование гуманного отношения к ребёнку;
- Формирование правовой культуры;
- Обеспечение защиты прав ребёнка;
Средства реализации задачи:
•Информационные стенды 
• Семинары-практикумы
•Круглые столы и т.д.
В работе с детьми:
-Формирование у ребёнка положительного самоощущения;
-Развития у ребёнка положительного отношения к окружающим людям;
- Развитие у детей коммуникативной компетентности и формирование социальных навыков;
- Формирование правового сознания детей.
РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА
ВИКТОРИНА
Игра-путешествие по сказкам: «Назови, какое право нарушено».
по очереди будут предлагаются короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Нужно назвать: 
• Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Определим,  как наши родители знают детскую художественную литературу. 
• Назвать, какое право нарушено. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие- либо ассоциации. Какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.
1. "Допьяна гонца поят 

И в суму его пустую 

Суют грамоту другую. 

И привез гонец хмельной 

В тот же день приказ такой: 

Царь велит своим боярам, 

Времени не тратя даром, 

И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод". 
(А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане") 
Статья 16 (право на тайную переписку). 
- Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей - это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

 

2. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал? 
- Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?" 
(Ш. Перро "Золушка") 
Статья 31. (право на отдых и игры)
- Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры - это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры - это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию... И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.


3. - Ничего! Ничего! - сказала фрекен Бок. - У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми". 
(А. Лингрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше") 
Статья 19. (право на уважение личности)
- Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить. 

4. "Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. 
(Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок") 
Статья 8. (право на сохранение индивидуальности)
- Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, "шустрики" и "копуши", веселые и плаксы... И если этим они отличаются от других - не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все. 

5. "Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу: "Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!" (р.н. сказка "Царевна-лягушка") 
Статья 16. (право на жизнь и личную неприкосновенность)
- Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: "С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!" 

6. "Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. - Иди; - говорит, - и без подснежников не возвращайся". 
(С. Маршак "Двенадцать месяцев") 
Статья 20. (право на защиту и помощь, представляемые государством)
- Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети. 

7. - Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем! 
- Выходи лучше сама! - сказала Лиса". 
(Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка") 
Статья 23. (право на материальную, социальную и медицинскую помощь неполноценным детям)
- Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства - члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых - говорить и т.д.


8. - Рубите ей голову! - Крикнула Королева. - Пусть выносят приговор, а виновата она или нет - потом разберемся!" 
(Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес") 
Статья 40. (право на защиту обвинения)
- Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

9. "На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу". 
(А.Толстой "Золотой ключик, или приключения Буратино"). 
Статья 28. (право на бесплатное образование)
- Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось, как в сказке про золотой ключик!

Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Под социально-правовой охраной понимается контроль государства за соблюдением прав маленьких граждан, а также разъяснение этих прав детям и родителям. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Поэтому в работе с дошкольниками необходимо опираться на присущие этому возрасту ведущие виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Дети всегда очень активны и вовлечены во что-нибудь. Для них существует только «сегодня». Родителям это помогает ощутить радость и полноту жизни. Но не следует забывать и необходимо напоминать детям, что настоящее неотделимо от будущего, и от наших сегодняшних слов и поступков зависит наше завтра.

«Родительская любовь так же естественна, как дождь, но умению быть родителями надо учиться».

Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий для развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различи, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.
Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».