Профессиональный стандарт руководителя ОО

ПРОЕКТ
Утвержден
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской
Федерации
от "__" ______2019 г. N___

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Руководитель образовательной организации
(управление дошкольной образовательной организацией и
общеобразовательной организацией)
Регистрационный номер

Содержание
I.
Общие
сведения………………………………………………………………………………………
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная
карта вида профессиональной деятельности)…………………………………………………..
III. Характеристика обобщенных трудовых функций………………………………………….
3.1. Обобщенная трудовая функция «Управление дошкольной образовательной
организацией»…………………………………………………………………………………
………
3.2
Обобщенная трудовая функция «Управление общеобразовательной
организацией»……….
IV.Сведения
об
организации-разработчике
профессионального
стандарта……………….……………….
I. Общие сведения
Управление образовательной организацией, реализующей основные
общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного
образования, образовательные программы начального общего образования,
образовательные программы основного общего образования, образовательные
программы
среднего
общего
образования),
дополнительные
общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного
образования,
дополнительные
общеразвивающие
программы,
дополнительные
общеобразовательные
программы,
дополнительные
предпрофессиональные
программы),
программы
профессионального
обучения
(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обеспечение деятельности и развития образовательной организации (дошкольной
образовательной организации и общеобразовательной организации)
Группа занятий:
1120
Руководители учреждений,
организаций и предприятий
(код ОКЗ1)
(наименование)
(код ОКЗ)
(наименование)

Код

1
2
3
3
1
0
1
9

2
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.11
Образование дошкольное
85.12
Образование начальное общее
85.13
Образование основное общее
85.14
Образование среднее общее
85.41
Образование дополнительное детей и взрослых
(код ОКВЭД2)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
код
А

В

наименование
Управление
дошкольной
образовательной
организацией

Управление
общеобразовательной
организацией

уровень
квалифи
кации
7

7

Трудовые функции
наименование

код

Управление
образовательной
деятельностью
дошкольной
образовательной организации
Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми
Администрирование деятельности дошкольной образовательной
организации

А/01.7

уровень
(подуро
вень)
квалифи
кации
7

А/02.7
А/03.7

7
7

Управление развитием дошкольной образовательной организации
Управление
взаимодействием
дошкольной
образовательной
организации с участниками отношений в сфере образования и
социальными партнерами
Управление образовательной деятельностью общеобразовательной
организации
Управление развитием общеобразовательной организации
Администрирование
деятельности
общеобразовательной
организации
Управление взаимодействием общеобразовательной организации с
участниками отношений в сфере образования и социальными
партнерами

А/04.7
А/05.7

7
7

B/01.7

7

B/02.7
B/03.7

7
7

B/04.7

7

4
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Управление
дошкольной
Наименование
образовательной организацией
Происхождение
обобщенной
трудовой функции

Возможные
наименования
должностей,
профессий
Требования
образованию
обучению

Оригинал

X

Заимствовано
из оригинала

Код

А

Уровень
квалификации

7

-

-

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Заведующий,
Директор

к Высшее педагогическое образование - специалитет/магистратура и
и дополнительное
профессиональное
образование
–
программы
профессиональной переподготовки в сфере управления образованием
или
высшее образование - специалитет/магистратура и дополнительное
профессиональное образование – программы профессиональной
переподготовки в сфере управления образованием и педагогики
Требования к опыту Наличие стажа работы на педагогических или руководящих должностях в
практической работы дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных
организациях - не менее 5 лет
Особые
условия Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
допуска к работе
установленных законодательством Российской Федерации3
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере
образования, развития несовершеннолетних4
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также
внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации5
Прохождение в установленном законодательством Российской
Федерации порядке аттестации на соответствие должности руководителя
образовательной организации 6
Другие
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным
характеристики
программам по профилю управленческой деятельности не реже одного
раза в три года.
Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной
трудовой функции, а также их совокупность в части руководства
направлением деятельности или решением отдельных управленческих
задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя
руководителя (заведующего, директора) в порядке делегирования им
полномочий и распределения обязанностей.
Дополнительные характеристики
Наименование

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или

5
классификатора
ОКЗ7
ЕКС8
ОКПДТР9
ОКСО10
(ОК 009-2016)

1120

специальности
Руководители учреждений, организаций и предприятий

Руководитель (директор, заведующий, начальник)
образовательного учреждения
21959
Заведующий детским садом (детскими яслями, яслями-садом)
5.38.00.00 Экономика и управление
6.44.00.00 Образование и педагогические науки
-

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Управление
образовательной
деятельностью
дошкольной Код А/01.7
образовательной организации

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Организация
разработки/корректировки
образовательных
программ
дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) с учетом
примерных образовательных программ дошкольного образования,
примерных адаптированных основных образовательных программ
дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ)
Организация реализации требований федеральных государственных
образовательных стандартов к кадровым, финансово-экономическим,
материально-техническим, психолого-педагогическим, информационнометодическим условиям реализации образовательных программ
Управление деятельностью по реализации образовательных программ
дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ,
в том числе в сетевой форме
Руководство формированием системы методического и организационнопедагогического обеспечения реализации образовательной деятельности
Организация развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии с требованиями ФГОС ДО
Организация коррекционной работы и инклюзивного образования
Руководство деятельностью по созданию условий социализации и
индивидуализации развития обучающихся
Формирование системы выявления, поддержки и развития индивидуальных
талантов и базовых способностей обучающихся
Руководство деятельностью по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся
Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся и работников
дошкольной образовательной организации (ДОО) в процессе реализации

6

Необходимые
умения

образовательной деятельности
Организация методической, психолого-педагогической, диагностической и
консультативной помощи родителям/законным представителям по вопросам
воспитания и обучения
Контроль качества реализации образовательных программ, принятие
управленческих решений по коррекции и улучшению организации
образовательной деятельности
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы,
регулирующие разработку и реализацию образовательных программ
дошкольного образования и дополнительных общеразвивающих программ
Обеспечивать исполнение локальных нормативных актов ДОО по
организации и осуществлению образовательной деятельности
Определять перечень образовательных программ дошкольного образования
и дополнительных общеразвивающих программ, основываясь на
социальных запросах участников образовательных отношений и
требованиях к условиям реализации образовательных программ
Обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образовательных
программ дошкольного и начального общего образования
Обеспечивать вариативность образовательных программ дошкольного
образования и дополнительных общеразвивающих программ и
организационных
форм
дошкольного
образования
с
учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья
воспитанников
Организовывать работу по учёту национально-культурных, климатических
и других условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
Обеспечивать соблюдение требований к психолого-педагогическим,
кадровым, информационно-методическим и материально-техническим
условиям, предъявляемым к организации образовательной деятельности
ФГОС ДО
Реализовывать требования ФГОС ДО к развивающей предметнопространственной среде
Организовывать коррекционную работу и инклюзивное образование детей с
ОВЗ и обучающихся, испытывающих затруднения в освоении основной
образовательной программы ДО
Контролировать реализацию образовательной деятельности в соответствии
с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций (СанПиН «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»)
Организовывать мероприятия в рамках реализации внутренней системы
оценки качества образования
Осуществлять организационно-методическое сопровождение деятельности
по реализации образовательных программ
Формировать систему выявления, поддержки и развития индивидуальных
талантов и базовых способностей обучающихся
Обеспечивать защиту прав обучающихся и других участников
образовательных отношений
Анализировать деятельность и результаты реализации образовательных

7
программ
Выполнять коррекцию организации образовательной деятельности
Необходимые
знания

Другие
характеристики

Международный документ «Конвенция о правах ребенка», законодательство
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
района/городского округа в сфере дошкольного образования
ФГОС ДО
Примерные образовательные программы дошкольного образования
Примерные адаптированные основные образовательные программы
дошкольного образования детей с ОВЗ
СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»
Перспективные направления и тенденции развития дошкольного
образования в Российской Федерации и в мировом образовательном
пространстве
Современные образовательные теории, технологии и средства обучения,
границы и возможности их использования в дошкольном образовании
Принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации
образовательных программ
Основы практической психологии, необходимые для руководства
образовательной деятельностью, включая вопросы возрастного и
профессионального развития, психологии личности и групп
Современные подходы, методы и инструменты мониторинга и оценки
качества образования
Нормы профессиональной этики педагогических работников
Основы менеджмента в сфере дошкольного образования
Основы возрастной психологии и педагогики детей дошкольного возраста
Основы физиологии и гигиены детей дошкольного возраста
Основы делопроизводства
-

3.1.2. Трудовая функция
Наименование

Происхождение
трудовой функции

Организация деятельности по присмотру
Код
и уходу за детьми
Оригинал

Уровень

А/02.7 (подуровень)

квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми в ДОО
Обеспечение
реализации
требований
СанПиН
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
к инфраструктуре, инвентарю, информационно-технологическому и

8

Необходимые
умения

Необходимые
знания

материально-техническому обеспечению ДОО
Формирование
развивающей
социокультурной
среды
ДОО,
соответствующей индивидуальным возрастным, психологическим и
физиологическим особенностям обучающихся
Руководство формированием системы методического обеспечения
деятельности по присмотру и уходу
Обеспечение специальных условий для присмотра и ухода за детьми с
ОВЗ, учитывающих особенности их психофизического развития
Организация и контроль работы системы питания в ДОО
Управление формированием и функционированием системы по
обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся и работников ДОО,
сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе
организация медицинского сопровождения обучающихся
Контроль соблюдения санитарных и гигиенических правил и требований
работниками ДОО
Реализовывать формы присмотра и ухода за детьми, в соответствии с
учредительными документами ДОО
Организовывать работы по реализации требований СанПиН «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
к инфраструктуре, инвентарю, информационно-технологическому и
материально-техническому обеспечению ДОО
Управлять формированием и развитием развивающей социокультурной
среды
ДОО,
соответствующей
индивидуальным
возрастным,
психологическим и физиологическим особенностям обучающихся
Обеспечивать специальные условия для присмотра и ухода за детьми с
ОВЗ, учитывающие особенности их психофизического развития
Организовывать и контролировать систему питания в ДОО
Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных
правил
и
выполнением
санитарно-противоэпидемиологических
(профилактических) мероприятий в ДОО
Организовывать систему медицинского сопровождения обучающихся
Организовывать ведение учета и отчетности по вопросам, связанным с
осуществлением производственного контроля
Организовывать систему охраны и сохранения здоровья обучающихся
Организовывать оказание первой помощи пострадавшим
Международный
документ
«Конвенция
о
правах
ребенка»,
законодательство Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального района или городского округа сфере
дошкольного образования
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые
акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное,
административное, трудовое, антикоррупционное законодательство,
нормы и правила охраны труда в части, регулирующей деятельность ДОО
СанПин «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»
Процедуры производственного контроля за соблюдением санитарных

9

Другие
характеристики

правил
и
выполнением
санитарно-противоэпидемиологических
(профилактических) мероприятий в ДОО
Нормы профессиональной этики педагогических работников
Основы менеджмента в сфере дошкольного образования
Основы возрастной психологии и педагогики детей дошкольного возраста
Основы физиологии и гигиены детей дошкольного возраста
Способы и техники оказания первой помощи больным и пострадавшим
Принципы соблюдения здорового образа жизни
Основы делопроизводства
-

3.1.3. Трудовая функция
Наименование

Администрирование
дошкольной
организации

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

деятельности
образовательной Код

А/03.7

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Руководство ДОО на основе принципов государственно-общественного
управления, включая формирование коллегиальных органов управления
ДОО с привлечением представителей участников образовательных
отношений
Управленческая поддержка формирования и деятельности коллегиальных
органов управления ДОО
Формирование управленческой команды ДОО
Управление разработкой/актуализацией и утверждение локальных
нормативных актов ДОО
Организация приема, перевода и отчисления обучающихся в ДОО
Формирование и поддержка организационной культуры ДОО
Планирование, координация и контроль деятельности структурных
подразделений ДОО
Руководство
административной,
финансовой
и
хозяйственной
деятельностью в соответствии с учредительными документами ДОО
Обеспечение реализации кадровой политики ДОО
Управление деятельностью по привлечению и контролю использования
финансовых ресурсов
Управление имущественным комплексом ДОО и его развитием
Обеспечение комплексной безопасности ДОО
Обеспечение информационной открытости и доступности ДОО
Организация доступной и безопасной среды в ДОО
Формирование предусмотренных видов отчетности по деятельности ДОО
Необходимые
Управлять образовательной организацией на основе сочетания принципов
умения
единоначалия и коллегиальности

10
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы,
регулирующие деятельность ДОО, разрабатывать соответствующие
локальные нормативные акты
Формировать управленческую команду, распределять обязанности и
делегировать полномочия
Организовывать системную административно-хозяйственную работу ДОО
Организовывать систему делопроизводства и документооборота ДОО
Организовывать работы по защите персональных данных обучающихся и
работников ДОО
Формировать
организационную
структуру,
штатное расписание,
планировать потребность в кадрах, организовывать их подбор, приём на
работу, допуск к работе, определять должностные обязанности
Планировать, координировать и контролировать деятельность структурных
подразделений и работников ДОО
Формировать систему мотивации и условия для профессионального
развития педагогических и иных работников ДОО, включая дополнительное
профессиональное образование
Формировать фонд оплаты труда и обеспечивать своевременную выплату
заработной, пособий и иных выплат работникам ДОО
Организовывать аттестацию работников на соответствие занимаемой
должности
Реализовывать меры по предупреждению коррупции в общеобразовательной
организации
Формировать документы финансового и управленческого учета,
согласование статей бюджета в соответствии с программой развития ДОО
Организовывать и контролировать контрактную, договорную и
претензионную деятельность
Управлять развитием имущественного комплекса ДОО, обеспечивать
сохранность имущества, оборудования и инвентаря
Управлять обеспечением безопасной эксплуатации инженерно-технических
коммуникаций, оборудования и инфраструктуры ДОО
Организовывать обеспечение энергосбережения и энергетической
эффективности здания
Обеспечивать реализацию требований к комплексной безопасности,
антитеррористической и противокриминальной защищенности ДОО
Обеспечивать соблюдение правил санитарно-гигиенического режима,
техники безопасности и охраны труда
Обеспечивать реализацию требований к технологическим (аппаратным и
программным), информационных и организационным ресурсам ДОО для
развития информационной образовательной среды
Контролировать
административно-хозяйственную
и
финансовую
деятельность ДОО
Организовывать оказание первой помощи при несчастных случаях и
внезапных заболеваниях
Владеть навыками оказания первой помощи больным и пострадавшим
Осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и
результативности деятельности ДОО
Организовывать ведение предусмотренных видов отчетности по
деятельности отчётности ДОО и её представление заинтересованным

11
сторонам

Необходимые
знания

Другие
характеристики

Применять
в
профессиональной
деятельности
информационнокоммуникационные технологии, применяемые в управлении ДОО
Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального района/городского округа в сфере дошкольного
образования
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые
акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное,
административное, трудовое, антикоррупционное законодательство, нормы
и правила охраны труда в части, регулирующей деятельность ДОО
СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций»
Профессиональные
стандарты,
характеризующие
квалификацию,
необходимую для осуществления педагогической и иной профессиональной
деятельности (с учетом реализуемых организацией образовательных
программ), нормативные правовые основы и методика их применения в
управлении персоналом
Принципы и
модели
государственно-общественного
управления
образовательными организациями
Нормативные документы и стандарты в области охраны здоровья
обучающихся, охраны труда и здоровья работников ДОО
Строительные нормы и правила (СНиП)
Теорию и практику финансирования дошкольного образования
Принципы бюджетирования и контроля расходов
Основы управления персоналом, включая основы нормирования труда,
оценки и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда
Основы стратегического планирования
Порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров
Основы делопроизводства и документооборота (в т.ч. электронного)
Нормы профессиональной этики педагогических работников
Нормы / правила делового этикета и служебного поведения
Основы бухгалтерского учета
Основы психологии личности и групп
Основы финансового анализа и экономического планирования
Основы менеджмента в образовании
Основы контрактной системы закупок
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи больным и
пострадавшим
Способы и техники оказания первой помощи больным и пострадавшим
Основы управления проектами
Нормы и правила комплексной безопасности, антитеррористической и
противокриминальной защищенности организаций
Требования к информационной образовательной среде ДОО
Информационно-коммуникационные
технологии,
применяемые
в
управлении ДОО
-

12

3.1.4. Трудовая функция

Наименование

Происхождение
трудовой функции

Управление развитием дошкольной
образовательной организации
Код

Оригинал

А/04.7

Уровень
(подуровень)
квалификаци
и

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Руководство развитием ДОО с учётом правовых норм законодательства
Российской
Федерации,
субъекта
Российской
Федерации,
муниципального района/городского округа Российской Федерации
Прогнозирование количественных и качественных параметров развития
ДОО с учетом социально-экономических и этнокультурных аспектов
среды
Управление разработкой программы развития ДОО совместно с
коллегиальными органами управления
Организация оценки ресурсов и возможных источников их привлечения,
ограничений и рисков реализации программы развития ДОО
Планирование образовательной, организационно-хозяйственной и
финансово-экономической деятельности ДОО в соответствии с
учредительными документами ДОО и программой развития ДОО
Планирование, координация и контроль деятельности структурных
подразделений ДОО
Управление оперативной деятельностью организации по реализации
программы развития
Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения
образовательных инициатив и инноваций
Организация проведения самообследования ДОО
Контроль и оценка результативности и эффективности реализации
программы развития ДОО
Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах
развития ДОО
Необходимые
Анализировать опыт развития дошкольных организаций, тенденции
умения
развития дошкольного образования в Российской Федерации и в мире,
федеральные, региональные и местные инициативы, приоритеты
экономического и социального развития
Анализировать деятельность ДОО, роль в социуме, уровень социального
партнерства и степень интегрированности в местное сообщество
Формировать миссию и стратегию организации, определять целевые
показатели развития ДОО
Обеспечивать разработку программы развития ДОО с ориентацией на
федеральные, региональные и местные приоритеты и социальные запросы
Утверждать по согласованию с учредителем программу развития ДОО
Планировать
организационно-хозяйственную
и
финансово-

13

Необходимые
знания

Другие
характеристики

экономическую деятельность ДОО по обеспечению образовательной
деятельности и деятельности по присмотру и уходу для реализации
программы развития ДОО
Планировать распределение финансово-экономических, материальных,
кадровых, методических, информационных ресурсов ДОО
Обеспечивать условия для разработки, апробации и внедрения
образовательных инициатив и инноваций
Применять программно-проектные методы организации деятельности
Применять методы, технологии и инструменты мониторинга реализации и
оценки программ, оценки планов, проектов и результатов деятельности
ДОО
Формировать и представлять регулярную публичную отчетность о
состоянии и перспективах развития ДОО
Стратегические и программные документы федерального, регионального
и местного уровня в области дошкольного образования и социальноэкономического развития
Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации,
муниципального района/городского округа сфере
дошкольного образования
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые
акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное,
административное, трудовое, антикоррупционное законодательство,
нормы и правила охраны труда в части, регулирующей деятельность ДОО
Теория, практика и методы управления развитием ДОО (в том числе на
основе зарубежных исследований, опыта и разработок), обеспечивающие
повышение качества образования и эффективности деятельности
организации
Основы менеджмента, в том числе стратегического, кадрового,
инновационного, проектного менеджмента, управления финансовыми
ресурсами и менеджмента качества
-

3.1.5. Трудовая функция

Наименование

Управление
взаимодействием
дошкольной
образовательной
организации с участниками отношений в Код
сфере образования и социальными
партнерами

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

А/05.7

Уровень
(подуровень)
квалификаци
и

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Трудовые действия Определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов

14

Необходимые
умения

Необходимые

взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и
социальными партнерами
Определение форматов взаимодействия, в том числе, сетевого
взаимодействия
Обеспечение взаимодействия с участниками образовательных
отношений,
органами
государственной
власти,
местного
самоуправления, учредителем/собственником, общественными и
другими организациями, представителями СМИ
Представление ДОО во взаимодействии с органами государственной
власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными
органами
Представление ДОО во взаимодействии с социальными партнерами, в
том числе родителями/законными представителями обучающихся,
общественными организациями, другими образовательными и не
образовательными организациями
Организация и координация социального партнерства с местным
сообществом, организациями культуры, досуга и спорта, другими
образовательными организациями по реализации образовательных
программ, ключевых мероприятий и событий
Обеспечение
административно-организационной
поддержки
взаимодействия педагогов с родителями/законными представителями, в
рамках участия в реализации образовательных программ
Оценка результатов взаимодействия с участниками отношений в сфере
образования и социальными партнерами, при необходимости коррекция
деятельности
Определять цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с
участниками отношений в сфере образования и социальными
партнерами
Обеспечивать взаимодействие с учредителем образовательной
организации, родителями/законными представителями обучающихся,
органами государственной власти и органами местного самоуправления,
профсоюзными организациями, представителями СМИ, социальными
партнерами ДОО
Представлять ДОО в государственных, муниципальных, общественных
и других органах, учреждениях, иных организациях
Осуществлять социальное партнерство, установленное действующим
законодательством
Организовывать
устную
и
письменную
коммуникацию
с
представителями учредителя, органами государственной власти и
органами местного самоуправления, в том числе надзорными органами,
социальными партнерами и иными организациями
Отстаивать интересы ДОО при взаимодействии с учредителем, органами
государственной власти, органами местного самоуправления,
организациями-партнерами
Управлять обеспечением информационной открытости ДОО
Соблюдать протокол деловых встреч и этикет
Осуществлять контроль и оценку эффективности взаимодействия и
представления интересов ДОО
Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской

15
знания

Другие
характеристики

Федерации,
муниципального района/городского округа в сфере
дошкольного образования
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые
акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное,
административное, трудовое, антикоррупционное законодательство,
нормы и правила охраны труда в части, регулирующей деятельность
ДОО
Нормативные
требования
к
информационной
открытости
образовательной организации
Технологии и регламенты взаимодействия работников ДОО с
родителями/законными представителями обучающихся
Технологии и регламенты взаимодействия ДОО с учредителем, органами
государственной власти и органами местного самоуправления,
профсоюзными организациями, представителями СМИ, социальными
партнерами ДОО и иными организациями
Нормативные документы, регулирующие сетевое взаимодействие ДОО
Механизмы организации сетевого взаимодействия ДОО
Нормативная документация по взаимодействию с надзорными органами
Правила
проведения
проверок
и
документальных
ревизий
образовательных
организаций
государственными
контрольнонадзорными органами
Принципы, методы и технологии эффективной коммуникации, ведения
переговоров, методы отстаивания интересов ДОО при взаимодействии с
субъектами внешнего окружения
Деловой этикет и нормы делового общения, принципы кросс
культурного менеджмента
Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в
управлении ДОО (расширенный уровень)
-

3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование

Управление общеобразовательной
организацией

Происхождение
обобщенной трудовой Оригинал
функции

Возможные
наименования
должностей,
профессий

Директор
Начальник

X

Заимствовано
из оригинала

Код

В

Уровень
квалификации

7

-

-

Код
оригинала

Регистрационный номер
профессионального стандарта

16
Требования
образованию
обучению

к Высшее педагогическое образование - специалитет/магистратура и
и дополнительное
профессиональное
образование
–
программы
профессиональной переподготовки в сфере управления образованием
или
высшее образование - специалитет/магистратура и дополнительное
профессиональное образование – программы профессиональной
переподготовки в сфере управления образованием и педагогики
Требования к опыту Наличие стажа работы на педагогических или руководящих должностях в
практической работы общеобразовательных организациях - не менее 5 лет
Особые
условия Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
допуска к работе
установленных законодательством Российской Федерации3
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере
образования, развития несовершеннолетних4
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также
внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации5
Прохождение аттестации в установленном законодательством Российской
Федерации порядке на соответствие должности руководителя
образовательной организации 6
Другие
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным
характеристики
программам по профилю управленческой деятельности не реже одного
раза в три года.
Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной
трудовой функции, а также их совокупность в части руководства
направлением деятельности или решением отдельных управленческих
задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя
руководителя (директора, начальника) в порядке делегирования им
полномочий
Дополнительные характеристики
Наименование
Код
Наименование базовой группы, должности (профессии) или
классификатора
специальности
7
ОКЗ
1120
Руководитель учреждений, организаций и предприятий
8
ОКПДТР
21386
Директор (заведующий) интерната
21614
Директор школы (гимназии, лицея)
5.38.00.00 Экономика и управление
ОКСО9
6.44.00.00 Образование и педагогические науки

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Управление
образовательной
деятельностью
общеобразовательной
организации

Код

В/01.7

Уровень
квалификации

7

17
Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Трудовые
действия

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Разработка стратегии обеспечения качества образовательной деятельности
в общеобразовательной организации, с привлечением участников
образовательных отношений
Организация разработки/корректировки и утверждение основных
образовательных
программ,
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО), Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего
образования
(ФГОС
ООО),
Федеральным
государственным
образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО),
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ОВЗ с учетом примерных основных
образовательных программ и примерных адаптированных основных
общеобразовательных
программ;
дополнительных
общеобразовательных программ и программ профессионального обучения
Организация реализации требований федеральных государственных
образовательных стандартов к кадровым, финансово-экономическим,
материально-техническим, психолого-педагогическим, информационнометодическим условиям реализации образовательных программ
Утверждение списка учебников из федерального перечня учебников и
учебных пособий, допущенных к использованию при реализации основных
общеобразовательных программ
Управление деятельностью по реализации образовательных программ, в
том числе в сетевой форме
Организация коррекционной работы и инклюзивного образования
Управление формированием образовательной среды, в том числе цифровой
образовательной среды
Руководство
дополнительно
осуществляемой
деятельности
общеобразовательной организации, связанной с осуществлением
образовательной деятельности (присмотр и уход, содержание, лечение,
реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат,
научно-исследовательская, технологическая и иная деятельность)
Руководство
системой
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся
Руководство деятельностью по созданию условий социализации
обучающихся и индивидуализации обучения
Организация просветительской и консультативной деятельности с
обучающимися,
родителями/законными
представителями
и
педагогическими работниками общеобразовательной организации
Формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов
обучающихся,
направленной
на
самоопределение,
самообразование и профессиональную ориентацию
Организация работ по самообследованию общеобразовательной
организации,
внутришкольному
контролю,
обеспечению

18

Необходимые
умения

функционирования внутренней системы оценки качества образования,
мониторингу образовательных результатов обучающихся
Контроль качества реализации образовательных программ, принятие
управленческих решений по коррекции и улучшению организации
образовательной деятельности
Анализировать,
адаптировать
и
применять
национальный
и
международный опыт, практики и технологии разработки и реализации
образовательных программ, требования российских и международных
стандартов в области качества образования
Разрабатывать стратегию обеспечения качества образовательной
деятельности в общеобразовательной организации с привлечением
участников образовательных отношений
Определять перечень актуальных и перспективных дополнительных
общеобразовательных программ основываясь на социальных запросах
обучающихся и их родителей/законных представителей и требованиях к
условиям реализации образовательных программ
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы,
регулирующие разработку и реализацию образовательных программ
Обеспечивать
исполнение
локальных
нормативных
актов
общеобразовательной организации по организации и осуществлению
образовательной деятельности
Обеспечивать реализацию требований федеральных государственных
стандартов к условиям реализации образовательных программ
Обеспечивать специальные условия обучающимся с ОВЗ, учитывающие
особенности их психофизического развития
Реализация требований к дополнительно осуществляемой деятельности
общеобразовательной организации, связанной с осуществлением
образовательной деятельности (присмотр и уход, содержание, лечение,
реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат,
научно-исследовательская, технологическая и иная деятельность)
Управлять реализацией образовательных программ общеобразовательной
организации
и
дополнительно
осуществляемой
деятельности
общеобразовательной организации, связанной с осуществлением
образовательной деятельности
Обеспечивать специальные условия для получения образования в
соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми
образовательными потребностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого обучающегося
Обеспечивать условия для реализации образовательных программ с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, с учетом функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих
технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися
образовательных программ в полном объеме независимо от места
нахождения обучающихся
Организовывать проведение самообследования организации, процедур
внутришкольного контроля, внутренней системы оценки качества

19
образования, мониторинга образовательных результатов обучающихся
Анализировать деятельность и результаты реализации образовательных
программ, средств обучения и воспитания
Управлять разработкой и корректировкой образовательных программ по
результатам мониторинговых исследований различного уровня с учетом
мнений участников образовательных отношений
Контролировать реализацию образовательной деятельности в соответствии
с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
общеобразовательных
организаций
(СанПиН
««Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
организациях»
и
СанПиН
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)
Обеспечивать условия для применения в общеобразовательной организации
современных образовательных технологий и средств обучения
Управлять формированием и функционированием системы методического
и
организационно-педагогического
обеспечения
реализации
образовательной деятельности
Выбирать и применять методы управления, обеспечивающие повышение
результативности и эффективности образовательной деятельности
Содействовать формированию и функционированию деятельности
профессиональных педагогических сообществ по вопросам обучения и
воспитания
Формировать образовательную среду общеобразовательной организации,
обеспечивающую содержательную, методическую, технологическую
целостность образовательной деятельности
Управлять формированием информационной образовательной среды, в том
числе цифровой образовательной среды
Управлять реализацией мероприятий по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних
Обеспечивать защиту прав и свобод обучающихся и работников
общеобразовательной организации
Руководство деятельностью по диагностике обучающихся для выявления
способностей и одаренности, обеспечение участия обучающихся в
конкурсах, олимпиадах, проектах различного уровня, организация работ с
одаренными обучающимися, в том числе профильное, предпрофильное
обучение, индивидуально-групповые занятия, неаудиторные занятия,
организация проектной и исследовательской деятельности
Руководство деятельностью по проведению мероприятий, стимулирующих
творческие и спортивные достижения обучающихся, интерес к научной,
творческой и физкультурно-спортивной деятельности, волонтерскому
движению
Организовывать просветительскую и консультативную деятельность с
обучающимися,
родителями/законными
представителями
и
педагогическими работниками общеобразовательной организации

20

Необходимые
знания

Другие
характеристики

Анализировать деятельность и результаты реализации образовательных
программ и выполнять коррекцию организации образовательной
деятельности
Международный документ «Конвенция о правах ребенка»,
законодательство Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального района/городского округа сфере общего
образования
Федеральные государственные образовательные стандарты, примерные
основные и адаптированные образовательные программы, федеральные
государственные требования
СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях» и СанПиН
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Тенденции развития общего образования в Российской Федерации и в
мировом образовательном пространстве, приоритетные направления
государственной политики в сфере общего образования
Современные образовательные теории, технологии и средства обучения, в
том числе основанные на виртуальной и дополненной реальности,
границы и возможности их использования в общем образовании
Технологии Целевая модель цифровой образовательной среды
Принципы, методы и технологии разработки, анализа и реализации
образовательных программ для достижения запланированных результатов
Практики управления реализацией образовательных программ, в том числе
зарубежный опыт
Современные подходы, методы и инструменты мониторинга и оценки
качества общего образования
Процедуры производственного контроля за соблюдением санитарных
правил
и
выполнением
санитарно-противоэпидемиологических
(профилактических) мероприятий в ДОО
Нормы профессиональной этики педагогических работников
Основы менеджмента в сфере общего образования
Основы возрастной психологии и педагогики детей школьного возраста
Основы педагогики инклюзивного образования
Основы физиологии и гигиены детей школьного возраста
Основы делопроизводства
Основы педагогики и психологии
-

3.2.2. Трудовая функция
Наименование

Управление
развитием
общеобразовательной
организации

Код

B/03.7

Уровень
квалификации

7

21
Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Трудовые
действия

Необходимые
умения

Регистрационный номер
профессионального
стандарта

Руководство развитием общеобразовательной организации с учётом
правовых норм законодательства Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, муниципального района/городского округа
Российской Федерации
Прогнозирование количественных и качественных параметров развития
общеобразовательной организации с учетом социально-экономических,
социокультурных и этнокультурных аспектов среды
Управление разработкой программы развития общеобразовательной
организации совместно с коллегиальными органами управления
Обеспечение условий для разработки, апробации и внедрения
образовательных инициатив и инноваций
Планирование образовательной, организационно-хозяйственной и
финансово-экономической
деятельности
общеобразовательной
организации в соответствии с учредительными документами
общеобразовательной
организации
и
программой
развития
общеобразовательной организации
Управление реализацией программы развития общеобразовательной
организации, ее ресурсное обеспечение, координация деятельности
участников образовательных отношений
Контроль и оценка результативности и эффективности реализации
программы развития общеобразовательной организации
Представление публичной отчетности о состоянии и перспективах
развития общеобразовательной организации
Анализировать тенденции развития общего образования в Российской
Федерации и в мире, федеральные, региональные и местные инициативы и
приоритеты экономического и социального развития, эффективные
практики деятельности общеобразовательных организаций
Анализировать деятельность общеобразовательной организации, роль в
социуме, уровень социального партнерства и степень интегрированности в
местное сообщество
Формировать миссию и стратегию организации, определять целевые
показатели развития общеобразовательной организации
Обеспечивать разработку программы развития общеобразовательной
организации с ориентацией на федеральные, региональные и местные
приоритеты и социальные запросы
Утверждать по согласованию с учредителем программу развития
общеобразовательной организации
Планировать организационно-хозяйственную и финансово-экономическую
деятельность общеобразовательной организации для реализации
программы развития
Планировать распределение финансово-экономических, материальных,
кадровых, методических, информационных ресурсов общеобразовательной
организации
Обеспечивать условия для разработки, апробации и внедрения

22

Необходимые
знания

Другие
характеристики

образовательных инициатив и инноваций
Применять программно-проектные методы организации деятельности
Применять подходы и методы управления развитием общеобразовательной
организации, обеспечивающие повышение качества образования и
эффективность деятельности организации
Производить оценку реализации стратегии развития общеобразовательной
организации, определять изменения, происходящие во внутренней и
внешней среде, основные показатели и результаты реализации программы
ее развития, обеспечивающие повышение качества образования и
эффективность деятельности организации
Формировать и представлять регулярную публичную отчетность о
состоянии и перспективах развития общеобразовательной организации
Стратегические и программные документы федерального, регионального и
местного уровня в области общего образования и социальноэкономического развития
Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального района или городского округа сфере общего
образования
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые
акты, включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное,
административное, трудовое, антикоррупционное законодательство,
нормы и правила охраны труда в части, регулирующей деятельность
общеобразовательной организации
Тенденции развития общего образования и управления образовательными
системами в Российской Федерации и в мире, основные направления
развития цифровой экономики и постиндустриального общества
Теория, практика и методы управления развитием общеобразовательной
организации (в том числе на основе зарубежных исследований, опыта и
разработок), обеспечивающие повышение качества образования и
эффективности деятельности организации
Основы менеджмента, в том числе стратегического, кадрового,
инновационного, проектного менеджмента, управления финансовыми
ресурсами и менеджмента качества
-

3.2.3. Трудовая функция
Наименование

Администрирование
деятельности
Код
общеобразовательной организации

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Трудовые
действия

В/03.7

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Руководство общеобразовательной организации на основе принципов
государственно-общественного
управления,
включая
формирование
коллегиальных органов управления общеобразовательной организации с

23

Необходимые
умения

привлечением представителей участников образовательных отношений
Управленческая поддержка формирования и деятельности коллегиальных
органов управления общеобразовательной организации
Руководство
разработкой/актуализацией
и
утверждение
локальных
нормативных актов общеобразовательной организации
Организация
приема,
перевода
и
отчисления
обучающихся
в
общеобразовательной организации
Формирование и поддержка организационной культуры общеобразовательной
организации
Планирование, координация и контроль деятельности структурных
подразделений общеобразовательной организации
Руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью в
соответствии с учредительными документами общеобразовательной
организации
Организация доступной и безопасной среды в общеобразовательной
организации для обучающихся, родителей/законных представителей и
работников общеобразовательной организации
Обеспечение реализации
кадровой политики
общеобразовательной
организации
Управление деятельностью по привлечению и контролю использования
финансовых ресурсов
Управление имущественным комплексом общеобразовательной организации и
его развитием
Обеспечение комплексной безопасности общеобразовательной организации
Управление информационными ресурсами общеобразовательной организации
Руководство деятельностью по созданию безопасных условий обучения и
воспитания, организации питания обучающихся и работников, обеспечению
охраны их здоровья и соответствия условий реализации образовательных
программ установленным нормам и правилам
Формирование предусмотренных видов отчетности по деятельности
общеобразовательной организации
Управлять образовательной организацией на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности
Применять в профессиональной деятельности правовые нормы, регулирующие
деятельность
общеобразовательной
организации,
разрабатывать
соответствующие локальные нормативные акты
Формировать управленческую команду, распределять обязанности и
делегировать полномочия
Организовывать
системную
административно-хозяйственную
работу
общеобразовательной организации
Организовывать
систему
делопроизводства
и
документооборота
общеобразовательной организации
Организовывать работы по защите персональных данных обучающихся и
работников общеобразовательной организации
Формировать организационную структуру, штатное расписание, планировать
потребность в кадрах, организовывать их подбор, приём на работу, допуск к
работе, определять должностные обязанности
Планировать, координировать и контролировать деятельность структурных
подразделений и работников общеобразовательной организации

24
Формировать систему мотивации и условия для профессионального развития
педагогических и иных работников общеобразовательной организации,
включая дополнительное профессиональное образование
Формировать фонд оплаты труда и обеспечивать своевременную выплату
заработной, пособий и иных выплат работникам общеобразовательной
организации
Организовывать аттестацию работников на соответствие занимаемой
должности
Реализовывать меры по предупреждению коррупции в общеобразовательной
организации
Формировать документы финансового и управленческого учета, согласование
статей бюджета в соответствии с программой развития общеобразовательной
организации
Организовывать и контролировать контрактную, договорную и претензионную
деятельность
Управлять развитием имущественного комплекса общеобразовательной
организации, обеспечивать сохранность имущества, оборудования и инвентаря
Управлять обеспечением безопасной эксплуатации инженерно-технических
коммуникаций, оборудования и инфраструктуры общеобразовательной
организации
Организовывать
обеспечение
энергосбережения
и
энергетической
эффективности здания
Организовывать
и
контролировать
работу системы
питания в
общеобразовательной организации
Формировать в общеобразовательной организации безопасную и доступную
среду, обеспечивать выполнение требований охраны здоровья обучающихся,
охраны труда и здоровья работников общеобразовательной организации
Обеспечивать реализацию требований к комплексной безопасности,
антитеррористической
и
противокриминальной
защищенности
общеобразовательной организации
Обеспечивать соблюдение правил санитарно-гигиенического режима, техники
безопасности и охраны труда
Обеспечивать реализацию требований к технологическим (аппаратным и
программным),
информационных
и
организационным
ресурсам
общеобразовательных
организаций
для
развития
информационной
образовательной среды
Контролировать административно-хозяйственную и финансовую деятельность
общеобразовательной организации
Организовывать оказание первой помощи при несчастных случаях и внезапных
заболеваниях
Владеть навыками оказания первой помощи больным и пострадавшим
Осуществлять мониторинг, анализ, оценку и контроль эффективности и
результативности деятельности общеобразовательной организации
Организовывать ведение предусмотренных видов отчетности по деятельности
отчётности общеобразовательной организации и её представление
заинтересованным сторонам
Применять
в
профессиональной
деятельности
информационнокоммуникационные
технологии,
применяемые
в
управлении
общеобразовательной организации

25
Необходимые
знания

Другие

Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального района/городского округа в сфере общего образования
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты,
включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное,
трудовое, антикоррупционное законодательство, нормы и правила охраны
труда в части, регулирующей деятельность общеобразовательной организации
СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных организациях» и СанПиН
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Профессиональные
стандарты,
характеризующие
квалификацию,
необходимую для осуществления педагогической и иной профессиональной
деятельности (с учетом реализуемых организацией образовательных
программ), нормативные правовые основы и методика их применения в
управлении персоналом
Принципы
и
модели
государственно-общественного
управления
образовательными организациями
Нормативные документы и стандарты в области охраны здоровья
обучающихся, охраны труда и здоровья работников общеобразовательной
организации
Нормативные документы по формированию доступной среды в
общеобразовательных организациях
Строительные нормы и правила (СНиП)
Теорию и практику финансирования общего образования
Принципы бюджетирования и контроля расходов
Основы управления персоналом, включая основы нормирования труда, оценки
и мотивации персонала, организацию оплаты и охраны труда
Основы стратегического планирования
Порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров
Основы делопроизводства и документооборота (в т.ч. электронного)
Нормы профессиональной этики педагогических работников
Нормы/правила делового этикета и служебного поведения
Основы бухгалтерского учета
Основы психологии личности и групп
Основы финансового анализа и экономического планирования
Основы менеджмента в образовании
Основы контрактной системы закупок
Способы и техники оказания первой помощи больным и пострадавшим
Основы управления проектами
Нормы и правила комплексной безопасности защищенности образовательных
организаций
Требования к информационной образовательной среде общеобразовательной
организации
Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в управлении
общеобразовательной организацией
-

26
характеристики

3.2.4 Трудовая функция

Наименование

Управление
взаимодействием
общеобразовательной организации с
Код
участниками отношений в сфере
образования

Происхождение
трудовой функции

Оригинал

Необходимые
умения

Уровень
(подуровень)
квалификации

7

Заимствовано из

Х оригинала

Код
оригинала

Трудовые
действия

В/04.7

Регистрационный номер
профессионального стандарта

Определение потребностей, направлений и ожидаемых результатов
взаимодействия с участниками отношений в сфере образования и социальными
партнерами
Определение форматов взаимодействия, в том числе, сетевого взаимодействия
Организация
взаимодействия
общеобразовательной
организации
с
участниками образовательных отношений, органами государственной власти,
местного самоуправления, учредителем/собственником, общественными и
другими организациями, представителями СМИ
Представление общеобразовательной организации во взаимодействии с
органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том
числе надзорными органами
Представление ДОО во взаимодействии с социальными партнерами, в том
числе родителями/законными представителями обучающихся, общественными
организациями, другими образовательными и не образовательными
организациями
Содействие деятельности общественных объединений обучающихся,
работников
общеобразовательной
организации,
родителей/законных
представителей, осуществляемой в общеобразовательной организации и не
запрещенной законодательством Российской Федерации
Организация и координация социального партнерства с местным и бизнессообществами, организациями культуры, досуга и спорта, другими
образовательными организациями по реализации образовательных программ,
ключевых мероприятий и событий
Формирование положительного имиджа общеобразовательной организации
Обеспечение административно-организационной поддержки взаимодействия
работников общеобразовательной организации с родителями/законными
представителями
Контроль и оценка результатов взаимодействия с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, участниками отношений в сфере
образования и социальными партнерами для его дальнейшего развития и
совершенствования
Определять цели, ожидаемые результаты и форматы взаимодействия с
участниками отношений в сфере образования и социальными партнерами
Разрабатывать регламенты, механизмы и инструменты взаимодействия

27

Необходимые
знания

с субъектами внешнего окружения, включая органы государственной власти
и местного самоуправления
Обеспечивать взаимодействие с учредителем образовательной организации,
родителями/законными
представителями
обучающихся,
органами
государственной власти и органами местного самоуправления, профсоюзными
организациями,
представителями
СМИ,
социальными
партнерами
общеобразовательной организации
Представлять общеобразовательную организацию в государственных,
муниципальных, общественных и других органах, учреждениях, иных
организациях
Осуществлять и развивать социальное партнерство, установленное
действующим законодательством
Проводить публичные выступления и организовывать устную и письменную
коммуникацию с представителями учредителя, органами государственной
власти и органами местного самоуправления, в том числе надзорными
органами, социальными партнерами и иными организациями
Лоббировать интересы общеобразовательной организации при взаимодействии
с учредителем, органами государственной власти, органами местного
самоуправления, социальными партнерами
Организовывать на уровне общеобразовательной организации процессы,
связанные с лицензированием и аккредитацией
Управлять обеспечением информационной открытости и доступности
общеобразовательной организации
Организовывать взаимодействие с надзорными органами и органами
государственного и ведомственного контроля (надзора) в сфере образования,
контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при
осуществлении образовательной деятельности, обеспечивать содействие их
деятельности, размещение на сайте общеобразовательной организации
результатов проверок, реализацию предписаний контрольных и надзорных
органов
Управлять формированием событийного пространства общеобразовательной
организации
Координировать деятельность участников образовательных отношений,
предупреждать и конструктивно разрешать конфликты, возникающие при
реализации образовательных программ
Осуществлять контроль и оценку эффективности взаимодействия и
представления интересов общеобразовательной организации
Законодательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального района/городского округа в сфере общего образования
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты,
включая гражданское, семейное, налоговое, бюджетное, административное,
трудовое, антикоррупционное законодательство, нормы и правила охраны
труда в части, регулирующей деятельность общеобразовательной организации
Нормативные требования к информационной открытости образовательной
организации
Технологии и регламенты взаимодействия работников общеобразовательной
организации с родителями/законными представителями обучающихся
Технологии и регламенты взаимодействия общеобразовательной организации

28

Другие
характеристики

с учредителем, органами государственной власти и органами местного
самоуправления, профсоюзными организациями, представителями СМИ,
социальными партнерами общеобразовательной организации и
иными
организациями
Нормативные
документы,
регулирующие
сетевое
взаимодействие
общеобразовательной организации
Механизмы организации сетевого взаимодействия общеобразовательной
организации
Нормативная документация по взаимодействию с надзорными органами
Правила проведения проверок и документальных ревизий образовательных
организаций государственными контрольно-надзорными органами
Принципы, методы и технологии эффективной коммуникации, ведения
переговоров, методы лоббирования интересов общеобразовательной
организации при взаимодействии с субъектами внешнего окружения
Технологии организации событийного пространства
Деловой этикет и нормы делового общения, принципы кросс культурного
менеджмента
Технологии урегулирования конфликтов
Иностранный язык (базовые знания)
Основы психологии личности и групп
Деловой этикет и нормы делового общения, принципы кросс культурного
менеджмента
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт
образованием Российской академии образования» (ФГБНУ «ИУО РАО»)
(наименование организации)
и.о. директора Кузнецова Алла Геннадьевна
(должность и ФИО руководителя)

управления

4.2 Наименования организаций-разработчиков

2

Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации; г. Москва
Министерство образования и науки Калужской области; г. Калуга

3

Ассоциация образовательных учреждений Калининградской области; г. Калининград

4

Ассоциация менеджеров образования и науки (АМОН); г. Москва
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования»; г.
Москва
Государственное автономное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №548
«Царицыно»; г. Москва

1

5
4

29

1

Общероссийский классификатор занятий "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят
и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
2
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский
классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от
20.02.2019)
3
Часть 3 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7598); статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30
декабря 2001 г. № 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 308, 2010, № 52, ст. 7002,
2013, № 27, ст. 3477, 2014, № 52, ст. 7554, 2015, № 1, ст. 42)
4
Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
5
Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 360, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031,
2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от
12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при
выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры
(обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
(обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
(зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными
приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г.,
регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г.,
регистрационный N 35848).
6
Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
7
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом
Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
8
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)
9
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Постановление
Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012)
10
«ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (принят и введен в действие
Приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2007-ст).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».