Противодействие жестокому обращению с детьми

12.10.2018

Жестокое обращение в семье 

Если Вы стали очевидцами жестокого обращения с ребенком –

 не молчите!!!

Обратитесь в полицию (тел.:356 -42-03)

в органы опеки и попечительства (тел.:  374-29-96)

Жестокое обращение

Жестокое обращение - причинение особых физических или психических страданий в результате определенной линии поведения виновного, выражающейся в его активных действия в отношении потерпевшего. Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей или лиц, их заменяющих, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Насилие

Насилие – любой акт психического или физического воздействия одного лица или группы лиц, нарушающее природные или приобретенные права и свободы человека.

 

Формы жестокого обращения с детьми

Формы жестокого обращения с детьми: Физическое насилие, Сексуальное насилие, Психическое (эмоциональное) насилие: 1) психологическое пренебрежение; 2) психологическое жестокое обращение 3) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

 

Физическое насилие

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в их развитии. Включает телесные повреждения ребенка, нанесенные сознательно вследствие: ударов, побоев сознательного введения веществ, вызывающих болезненное состояние создания условий жизни, ставящих под угрозу безопасность ребенка.

 

Признаки физического насилия над ребенком

Признаки физического насилия над ребенком раны и синяки, разные по времени возникновения, на разных частях тела, непонятного происхождения, имеющие особую форму ожоги, укусы боязнь взрослых, боязнь родителей болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, негативизм, агрессивность, жестокость по отношению к животным стремление скрыть причину травм и повреждений, боязнь идти домой после школы побеги из дома (подростковый возраст), суицидальные попытки (подростковый возраст), употребление ПАВ (подростковый возраст).

 

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

 

Признаки сексуального насилия над ребенком

Признаки сексуального насилия над ребенком ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение, несвойственные поведению и возрасту сексуальные игры с самим собой, сверстниками, игрушками; открытая мастурбация, беспричинные нервно-психические расстройства – в дошкольном возрасте Низкая школьная успеваемость, замкнутость, стремление избегать контактов, изменение ролевого поведения, несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью скрыть тело одеждой. В младшем школьном возрасте депрессии, побеги из дома, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания. Сексуализированное поведение, употребление ПАВ, проституция, жалобы на боли в животе – в старшем школьном возрасте.

 

Явные признаки физического и сексуального насилия над ребенком, требующие немедленного обращения в правоохранительные органы - это следы побоев, истязаний следы сексуального насилия запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.п.), антисанитарное состояние условий существования ребенка, систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, изгнание из дома.

 

Психическое насилие

Психическое насилие - длительное, постоянное или периодическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности: скрытое неприятие и критика ребенка, оскорбление или унижение его достоинства, угрозы в адрес ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

 

Признаки психического насилия над ребенком

Признаки психического насилия над ребенком задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (дошкольники, младшие школьники) импульсивность, взрывчатость, агрессивность аутоагрессия, суицидальные высказывания и попытки чрезмерная уступчивость, податливость ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева депрессии, беспомощность, низкая самооценка, заторможенность.

 

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами ребенка отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или развития (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних). Включает: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи отсутствие должного внимания и заботы в отношении ребенка, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждений, вовлечения в употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений и др.

 

Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка

Ребенок не растет, не набирает подходящего веса, теряет вес, испытывает постоянный голод или жажду, ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, у ребенка нет прививок, плохая гигиена кожи, запущенное состояние здоровья, ребенок не ходит в школу, прогуливает занятия, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно. Ребенок испытывает трудности в обучении, проявляет регрессивное поведение, низкую самооценку, у ребенка наблюдается подавленное настроение, апатичность, пассивность, плохие социальные взаимоотношения отклонения в поведении ребенка.

 

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей физического насилия. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание: Убийство (ст. 105), Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106), Причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), Причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), Причинение легкого вреда здоровью (ст. 115), Нанесение побоев (ст. 116), Истязание (ст. 117), Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118).

 

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей сексуального насилия. Уголовный кодекс Российской Федерации: Изнасилование (ст. 131), Насильственные действия сексуального характера (ст. 132), Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133), Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134), Развратные действия (ст. 135), Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятию проституцией (ст. 240).

 

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей психического насилия. Уголовный кодекс Российской Федерации: Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119), Доведение до самоубийства или покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110), Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественной деятельности (ст. 151), Склонение несовершеннолетнего к употреблению наркотиков (ст. 230), Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятию проституцией (ст. 240).

 

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей

Нормы юридической ответственности за применение насилия в отношении детей пренебрежение основными потребностями ребенка. Уголовный кодекс Российской Федерации: Халатное отношение родителей или воспитателей к обеспечению безопасности ребенка, приведшее к его гибели, причинению тяжкого вреда его здоровью (ст. 109, 118), Оставление в опасности (ст. 125), Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156), Злостное уклонение от уплаты алиментов (ст. 157), Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118), Неоказание помощи больному (ст. 124).

 

Организация работы с семьей в случае наличия в ней насилия

     Организация работы с семьей в случае наличия в ней насилия:

Установление контакта с членами семьи,

Выявление причин и сущности домашнего насилия

Разработка плана помощи семье, определение роли каждой из задействованных в этом процессе служб,

Реализация намеченного плана, его коррекция в случае обнаружения новых обстоятельств и проблем,

Патронирование, сопровождение семьи.

 

Методы работы с домашним насилием

     Методы работы с домашним насилием:

Диагностические методы (наблюдение, изучение документов, анализ сновидений, опросники, интервью, беседа, экспериментальные методы, изучение продуктов деятельности, проективные методики, тестовые методы).Обучающие методы (методы повышения самооценки, выработка коммуникативных умений, конструктивных способов выражения гнева, страха, любви и др. чувств, обучение различным видам саморегуляции. Правовое просвещение, консультирование по вопросам семейных отношений, воспитания детей и т.д., обучение профессиональным навыкам и др.)


Избежать насилия можно.

Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение. 

Рекомендации по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

 

  Не стоит требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого необходимо посмотреть, что нужно изменить в окружающей обстановке.

  Чтобы избежать агрессивного поведения и возникновения конфликтов, необходимо соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка.

  С детьми стоит разговаривать спокойно, необходимо описывать им свои чувства.

  Ни в коем случае нельзя прибегать к крику (крик всегда раздражает и пугает детей). Крик говорит о бессилии и невозможности справиться с ситуацией (и ребенок это прекрасно осознает).

  Нельзя унижать и обзывать ребенка.

  Стоит научиться слушать детей, интересоваться их чувствами.

  «Нет», значит «нет». Необходимо четко объяснить ребенку причину отказа и отстаивать свою позицию.

  Стоит научиться говорить «нет» твердо и спокойно. Без эмоций.

  Если ребенок пытается манипулировать, необходимо просто перестать с ним разговаривать, при этом оставаться спокойным.

  Самое главное – терпение! Именно в терпении заключается мудрость и проявляется любовь к ребенку.

Памятка для взрослых.

   Вы никогда не должны забывать, что ребенок учится делать те вещи, которым Вы его учите!

   Если дети живут во враждебности, они учатся биться.

   Если дети живут со страхом, они учатся бояться.

   Если дети живут с насмешкой,  они учатся быть боязливыми.

   Если дети живут с завистью, они учатся разочарованию.

   Если дети живут с поощрением, они учатся доверию.

   Если детей учат делиться, они учатся быть щедрыми.

   Если дети живут в честности, они учатся быть правдивыми.

   Если дети живут в справедливости, они учатся быть справедливыми.

   Если дети живут в доброте и вежливости, они учатся уважать.

   Если дети живут в дружелюбности, они учатся понимать, что мир прекрасен.

А в какой обстановке живет ваш ребенок?

Самовольный уход ребенка из семьи. Как избежать? 

Самовольный уход ребенка из семьи.

Как избежать?

Памятка на случай кризисных ситуаций, связанных с пропажей детей

Действия законных представителей детей по предупреждению самовольных уходов, в том числе пропажи детей.

1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов  в летнее время;

3. Обращать внимание на окружение ребенка,  а также  контактировать  с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

- что необходимо делать, если возник пожар;

- безопасность на дороге, в лесу, на воде;Хочу такой сайт

- общение с незнакомыми людьми;

-  нахождение дома без взрослых и т.п.

6. Сделать несмываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.

 

Действия законных представителей детей в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:

Законным представителям необходимо:

1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

-        обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;

-   обзвонить   близлежащие   больницы, справочную «Скорой   помощи»,   органы милиции.

2.  В   случае   не   обнаружения   ребенка после   выполнения   действий  п.1   сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении.

 

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной.

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

К основным причинам  самовольного ухода подростков из дома можно отнести:

  Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше

Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

1. Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

  Переживание «драйва»

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».

Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.

К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

Профилактические меры:

1. Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

  Скука

Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

1. Отсутствие смысла жизни

-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

-чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;

-чрезмерной критичности взрослых.

2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.

3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.

4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

Профилактические меры:

1.Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

2. Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.

3. Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.

4. Развивайте в ребёнке творческие способности.       

5.     Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

  Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»)

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Профилактические меры:

1. Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

2. Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

3. Развивайте в ребёнке физическую силу.

4. Развивайте в ребёнке умение общаться.

  Протест против родителей

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

Профилактические меры:

1.  Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.

2. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»

3.Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

 Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)

 Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

Профилактические меры:

1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.

2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.

3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

 Замкнутый круг

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».

Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.

Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.

Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.

Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.

Другая причина ухода ребенка от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.

Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.

- Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков.

- Выбирайте наказание, адекватное проступку.

- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

  

Три важных шага:

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам

Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»

2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком

Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.

3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка

Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».