Игры для развития речи детей 3-4 лет

16.04.2020

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Развивающие игры для младших дошкольников.

Я БЫСТРЕЕ.

Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной вами категории, например, «все круглое (теплое, мягкое)», «домашние или дикие животные», «посуда», «мебель» и т.п.

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания.

ЧТО, ГДЕ, КОГДА

Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы:

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

Где растут листья? (На ветке).

Где живут рыбы? (В реке).

Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, давайте им краткую характеристику: «Смотри — это мяч, какой он круглый, красный! А вот — машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще — ложка, большая папина ложка».

Сложите все предметы в коробку и предложите малышу угадывать, по описанию, какой предмет вы хотите достать. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т.п.», выделяйте интонацией местоимения «он, она, оно». После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите ребенка забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратите на это его внимание.

Игра способствует развитию внимания, памяти, навыков классифицирования предметов, освоению правильного употребления родовых местоимений.

СПАСИБО, МАША!

Прочитайте ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же ребенка.

Маша кашу варила,

(делайте рукой круговые движения,

имитирующие размешивание каши)

Федота кормила.

(движения, имитирующие

кормление ложкой)

Федот компот варил.

(«размешивание» в другую сторону)

Машу поил.

(пейте из воображаемого стакана).

«Спасибо, Маша!

(наклоните голову)

Вкусная каша!

Спасибо, Федот!

(поклон головой)

Вкусный компот!

Спросите у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляйте слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное!

Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т.д.».

Игра способствует сенсорному развитию, освоению родовых окончаний прилагательных.

ПОЛЕЗНЫЕ «ПРЯТКИ»

Предложите ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал (имя) — думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела — нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот он где — под столом!». Далее вы рассказываете, как мальчик спрятался в шкаф, залез на стул и притаился и т.д.

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в.

ПЕРЕПУТАННАЯ СКАЗКА

Начните рассказывать малышу сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, измените сюжет: «Идет она по лесу и вдруг навстречу ей — колобок!». В зависимости от настроения крохи моделируйте дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ваш ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае попросите его напомнить вам ее продолжение. А можно предложить малышу пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т.п.)». Выслушивайте все предложения ребенка, спрашивайте его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями выведите счастливый финал истории.

Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.

ВОЛК И КОЗА

Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Спросите малыша, как козлята узнавали свою маму (она пела тоненьким голосом). Почему они не пустили волка, когда он спел песенку козы (он пел грубым голосом). «Давай поиграем в козу и волка. Я буду волком и спою грубым голосом, а ты — козой, и будешь петь тоненьким голосочком. А потом мы поменяемся». Спойте сначала по отдельности, потом — вместе. Поиграйте в маленьких козлят. Попробуйте представить, какими голосами спели бы эту песню они.

Игра способствует развитию речи, памяти, слухового восприятия.

ПОЕЗД ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Вам потребуются: картонные коробки.

Сделайте поезд с вагонами из картонных коробок. Объясните, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помогите малышу собрать необходимые вещи, выделяйте первый звук каждого слова.

Игра способствует развитию фонематического слуха.

ОДИН-МНОГО

Вам потребуются: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Отдайте малышу карточки с изображениями нескольких предметов, у себя оставьте картинки с одиночными предметами. Показав свою карточку, скажите: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?». Помогите ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дайте крохе образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!». Используйте изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т.п.

Игра способствует развитию речи, внимания, помогает изучить формы слов во множественном числе.

ЕХАЙ? НЕТ, ПОЕЗЖАЙ!

К малышу подъезжает зайка на машине и сообщает, что он едет на стройку, просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помашите зайке рукой и скажите: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждайте ребенка всем им говорить: «Поезжай». Если кроха ошибается, поправляйте его.

Игра способствует развитию навыков верного употребления форм глаголов.

ПОСКАЧЕМ НА ЛОШАДКЕ

Мишка и зайка хотят поскакать на лошадке (лошадка вполне может быть условной), но никак не могут договориться об очередности. Зайка кричит: «Я поскачу первым!», а мишка: «Нет, я поскачу!». После недолгих препирательств зайка уступает: «Ну ладно, мишка, скачи». Проскакав, мишка отдает лошадку зайке: «Теперь ты скачи, зайка!». Употребляйте во время игры разные виды глагола «скакать», например, спрашивайте: «Кто еще хочет поскакать?», «А ежик поскачет на лошадке?», «А давайте, все вместе поскачем» и т.п.

В игре ребенок учится правильному употреблению глаголов.Хочу такой сайт

КТО К НАМ ПРИШЕЛ?

Спрячьте игрушку-котенка. Поиграйте в игру: «Кто к нам пришел». Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него — кошка, а папа — кот. Обыграйте ситуацию с цыпленком, теленком и т.п.

Игра способствует развитию речи, логического мышления.

ЕСЛИ..., ТО... .

Предложите ребенку продолжить ваше высказывание: «Если на небе тучи, то... (пойдет дождь)», «Если наступило утро, то... (пора вставать, завтракать, идти в детский сад)», «Если я уколю воздушный шарик иголкой, то...». Возможно, в скором времени, малыш тоже предложит вам продолжить его предложение, начинающееся со слова «Если...».

Игра способствует развитию речи, освоению категории «причина — следствие».

ГДЕ ЛЕЖАЛ МЯЧИК?

Положите на стол небольшой мяч. Вокруг него разложите несколько знакомых малышу предметов. Поинтересуйтесь: «А где лежит мячик?». Естественная реакция: «На столе?». Задайте вопрос по-другому: «Около чего лежит мячик?». Далее: «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т.п.

Игра способствует развитию речи, навыков ориентирования в пространстве.

МАГАЗИН

Предложите ребенку поиграть в магазин. Разложите на импровизированных витринах «товары»: игрушки, книжки, посуду и т.д. «Покупателями» можете быть как вы с малышом, так и куклы, мягкие игрушки. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинается название «товара»: машина — «м», тарелка — «т» и т.д.

Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания.

УКРАСЬ СЛОВО

Вам потребуются: лист бумаги, крупа или разноцветные пуговицы.

Крупными буквами напишите знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т.п.). Прочитайте слово и предложите малышу украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. В процессе игры повторяйте: «Теперь мы украсим букву «А», вот она, посмотри». Останавливайте ребенка, если он хочет начать с последней или средней буквы, объясняйте, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитайте слово еще раз.

Игра помогает выучить буквы, развивает мелкую моторику.

ПУТАНИЦА

Читайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребенок любой —

У апельсина цвет... (голубой — оранжевый).

 

Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака... (мяукает — лает).

 

Как на нашей улице

Крякали две... (курицы — утки).

 

Известно каждому ребенку,

что лошадь — мама... (жеребенка).

 

Цыплята знают,

Поутру кричит их папа... (кенгуру — петух).

Игра способствует развитию речи, внимания, логического мышления.

НЕБЫВАЛЬЩИНА

Многие детские поэты сочиняли так называемые стихи-небылицы с заведомо неверными действиями персонажей. Самой известной небылицей является стихотворение К.И. Чуковского «Путаница». Читайте ребенку такие стихи и просите расставить все по своим местам, объясняя свой выбор.

К.И.Чуковский

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

 Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

Русская народная небывальщина

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Игра способствует развитию речи, логического мышления, внимания.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».