Программное содержание:
- воспитывать правовую культуру
детей, развивая интерес к правам человека
- познакомить детей с правом на
жилье, заботу семье
- помочь осознать детям, что
каждый из них член семьи и определенных семейных отношений
- дать представление о
генеалогическом древе. Как истории семьи на примере семьи воспитателя
- формировать представления о
том, что взрослые и дети отличаются друг от друга и чем-то похожи
- развивать речевую активность
- помочь детям почувствовать
теплоту и надежность своего дома.
Материал: плакат-рисунок «человек»; книга «Права
ребенка», правовые знаки; сюжетные картинки, разрезные картинки
домов, фланелеграф, магнитофон, запись «Родительский дом»,
картины по сказкам, листы бумаги с ладонями родителей, фломастеры,
иллюстрация семьи, игровое пособие на каждого «Чей ребенок»,
плакат "Генеалогическое дерево воспитателя».
Методические приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, вопросы-ответы; выводы, использование
пословиц, пояснение слова «гостеприимство», называние
названий жилищ разных народов, сравнение.
Наглядные: использование плакатов, картинок, игровые пособия, правовые
знаки; разрезные картинки, карточки-схемы с ладонями взрослых.
Практические: рисование ладошки, собирание картинки из частей; действия
по отношению друг к другу (*рукопожатие, обнимание, улыбка,
поглаживание по голове).
Игровые: игры «Собери жилище», «Чей
ребенок», «Найди сказку».
Воспитатель показывает плакат ребенка с книгой «Декларация
прав ребенка».
Воспитатель: Дети сегодня мы снова будем путешествовать по страницам
важной и нужной книги. Какая это книга? (показывает)
Дети: Книга о правах ребенка.
Воспитатель: Да, правильно о правах детей. А это кто?
Дети: Мальчик малыш, ребенок.
Воспитатель: Правильно, дети, это маленький мальчик, но он человек, как и
мы с вами. И мы уже знаем, какие права есть у каждого человека. Посмотрите на
знаки, какие же права вы уже знаете?
Дети: Право на жизнь, право на имя и гражданство, право на труд и отдых,
право на образование, право на медицинское обслуживание.
Воспитатель: Молодцы, дети. А сейчас мы откроем еще одну страницу нашей
удивительной книги (показывает семью). Кто здесь изображен?
Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка и дети.
Воспитатель: А как можно назвать этих людей, одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: Да, дети, каждый человек имеет право проживать в семье со
своими родителями (вешает на плакат знак). А сколько человек вас
в семье? Кто живет у вас в семье?
Дети: Трое, пятеро (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат).
Воспитатель: Посмотрите, дети, а это моя семья (показывает
генеалогическое древо). Я живу с мамой и двумя дочками. Наша семья
дружная, мы любим, друг друга и заботимся о каждом. Это потому, что еще в
древние времена мои прабабушка и прадедушка, бабушка и дедушка были крепкой
семьей. Поэтому наша семья крепка своими корнями. А еще есть тети, дяди,
сестра и т.д. (показывает).
Дети посмотрите еще раз на эту семью – чем похожи все члены семьи?
Дети: Туловище, части тела, все умеют говорить, все умеют двигаться.
Воспитатель: Все они люди, дети. Вот мы сейчас поиграем в игру «Чей
ребенок?».
Я вам раздала рисунки, где изображены дети и их родители. Слева дети,
справа родители, а вы должны найти их и соединить линиями.
Дети рисуют.
Воспитатель: Молодцы, дети. Вы правильно нашли детям родителей. А теперь
посмотрите, чем отличаются члены семьи.
Дети: Они отличаются ростом, одеждой, у всех разный голос, возрастом.
Воспитатель: Да, дети, они отличаются возрастом, и мы сейчас в этом
убедимся. Вот перед вами листочки с ладошкой ваших пап и мам, а вы нарисуйте
рядом свои ладошки.
Нарисовали? Что мы с вами видим?
Дети: Одна ладошка (мамина) большая, другая (моя) маленькая.
Взрослые отличаются от детей размером частей тела.
Воспитатель: Взрослые старше и больше вас. Но еще вы отличаетесь от
взрослых тем, что взрослые бывают тетями, дядями, мамами и папами, а дети
мальчиками и девочками, внуками. А еще взрослые отличаются тем, что знают
больше обо всем на свете и многое умеют делать.
Вот что умеют делать ваши папа и мама?
Дети: Мой папа умеет забивать гвозди, красить окна, делать ремонт, ездить
на машине, ремонтировать мебель, рубить, пилить, строгать.
Моя мама умеет варить обед, шить, вязать, стирать, гладить, убирать,
мыть, вышивать.
Воспитатель: А вы что умеете делать?
Дети: Играть, рисовать.
Воспитатель: Да, дети, вы все сказали правильно, но еще взрослые
заботятся о детях и каждый из вас имеет право на любовь и заботу своих
родителей (прикрепляет знак).
Воспитатель: Дети, а могли бы вы жить без семьи?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Скучно, есть никто не дает, никто не любит.
Воспитатель: О детях, у которых нет родителей заботятся другие люди (показывает
картинку д/дом).
Это д/дом, здесь живут дети без родителей, их воспитывают воспитатели. Но
им все равно плохо, потому что у них нет семьи. Каждый ребенок должен жить в
семье, и никто не имеет право разлучать детей и родителей (вешает
знак).
Мы с вами тоже одна семья, потому что находимся в нашем д/саду целый
день.
Физминутка: Сейчас все возьмитесь за руки кто с кем хочет, и встаньте в
середину. Как же мы относимся друг к другу?
Сейчас поздоровайтесь, пожав друг другу руки. Что вы почувствовали? (2р.);
улыбнитесь (2 р.); обнимитесь (2р.).
Поплясали 2 минуты.
Воспитатель: А вот есть ситуация, когда люди нарушают права и разлучают
родителей и детей. Такое бывает даже в сказках (показывает картинку
из сказки «Гуси – лебеди»).
Воспитатель: Как называется эта сказка? Кто в этой сказке нарушает права
Иванушки?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Да, это они отнесли его к бабе Яге и тем самым разлучили с
Аленушкой и родителями. Но сестра выручила брата.
А это какая сказка? ( «Волк и семеро козлят») Кто
нарушил права козлят? Кто их спас?
Дети: Волк нарушил права козлят, а мама Коза их спасла.
Воспитатель: А это из какой сказки? ( «Маша и Медведь») Кто
здесь нарушил права Маши и кто ей помог?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Вот этот знак, который говорит о том, что никто не имеет
право разлучать родителей с детьми и он тоже будет помещен в нашу книгу (открывает
страницу).
Воспитатель: Дети, а я вот знаю пословицу про дружную семью.
- Где мир и лад – не нужен
клад.
- Вся семья вместе так и душа
на месте.
Дети, а может быть и вы знаете пословицы о дружной семье?
Дети: 1. В гостях хорошо, а дома лучше.
2. Без семьи нет счастья.
3. Всякий дом любовью держится.
Воспитатель: Все семьи живут в домах и где все хорошо, там не нужно
богатство.
У каждой семьи, у каждого человека должен быть дом – не просто жилище с
крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким
какой он есть; место, где всегда тепло и уютно, где нет тоски, скуки и
одиночества, а есть улыбки, совет и дружба (показывает знак).
Каждый имеет право на жилье, и никто не должен его нарушать. На нашей
огромной планете живут народы разных национальностей (показывает
картинку). И каждый из них имеет право на жилье. И живут люди в разных
домах, которые по–разному называются.
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами собираем дома и скажем как они
называются и кто в них живет.
- Крестьянский дом на
Украине (хата, живут украинцы).
- Хижина из ветвей, кожи,
коры (индейцы Северной Америки).
- Кочевой переносной шалаш,
крытый шкурами у пиргусного народа (ири).
- Ледяной шалаш у народов
севера.
- Временное убежище древнего
человека (пещера).
- Деревянный дом из бревен
русского народа (изба).
- Дом, который обмазан
глиной (мозаика, живут африканцы).
- Отдельное помещение из
кирпича с кухней, прихожей, спальней (квартира).
Воспитатель на фланелеграфе вместе с ребенком выкладывает дом.
Воспитатель: Мы с тоже построили дом. Дети, как называются дома, которые
вы собрали. Дети, а что нужно, что бы в этих домах было хорошо жить?
Дети: Тепло, любовь, забота, дружба, радость, счастье, добро, смех,
веселье, взаимопомощь, здоровье, понимание.
Воспитатель: А я, дети, хочу добавить – гостеприимство. Как вы думаете,
что это такое?
Дети:
Воспитатель: Гостеприимство – это, дети, когда хозяин дома радушно
принимает гостей, т.е. рад гостям.
Дети я и про дом знаю пословицу: «Изба красна не углами, а
пирогами».
Это, дети, значит если даже квартира или дом устлан красивым ковром, есть
современная мебель, но люди там живут злые, и не любят встречать гостей, то
этот дом будет пустой, скучный, а вот скромный дом, но люди живут, добрые,
дружные, часто встречают гостей или гостеприимные, то про этот дом можно
сказать хороший дом и в этот дом всегда будут приходить гости, друзья,
соседи.
Дети, а как вы думаете наш д/сад, наша группа, мы с вами гостеприимные?
Дети: Да.
Воспитатель: Да, дети, мы всегда рады гостям. Мы рады, когда к нам и все
другие воспитатели, мы им всегда рады, и мы сейчас их угостим пирогами.
Литература:
- Дошкольное воспитание. 2004.
№6.
- Грызик Т.А. Познаю мир. М.,
Просвещение. 2000.
- Мулько и.Ф. Развитие
представлений о человеке в истории и культуре. М., Творческий центр,
2004.
- Социальные отношения и
эмоциональный мир ребенка. М., Ставрополь, 2001.
- Журналы. Книжки, нотки и
игрушки для Катюшки и Андрюшки. М., Либерия – Бабинформ №9 – 10 – 7.
2006, №3 – 2005.
- Нравственно – этические
беседы и игры с дошкольниками. М., Творческий центр. 2004.
- По дорогам к азбуке.
Методические рекомендации Кислова Т.Р. м. Баласс. 1997.
|