Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — ________________________ детский сад № 208___________________ 620092, г. Екатеринбург, ул. Рассветная, За Тел. (343)222-67-37, факс (343)222-66-99, е-шаИ: пк1ои208@е(1иекЬ.ги, М1р://208ЛУОУ8а<Пк.ги РЖДАЮ ПРИНЯТО Протокол Педагогического совета от^~ ./^.2021 г. № -/ ИЙ етский сад № 208 /Е.А. Плотникова/ Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в ДОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в МАДОУ-детский сад № 208 (далее - ДОУ) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении (далее - система оценки качества образования или СОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом дошкольного учреждения и локальными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования в дошкольном учреждении. 1.3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1 1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования ДОУ являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольного учреждения, экспертные комиссии при проведении оценки профессиональной практической деятельности за межаттестационный период. 1.5. Дошкольное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех работников дошкольного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.7. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия личностным ожиданиям субъектов образования, условий образовательного процесса нормативным требованиям, критериям, определяемым государственным стандартом и социальным запросам. Качество условий - это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, требования к уровню развития интегративных качеств выпускников дошкольного учреждения, требования к условиям организации образовательного процесса. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования - комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно - качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения, а также личностным ожиданиям обучающихся. Экспертиза - всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности. 2 Измерение - метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.8. Оценка качества образования осуществляется посредством: - системы контроля внутри детского сада; - общественной экспертизы качества образования; - итогового мониторинга детей подготовительных к школе групп; - мониторинга качества образования. 1.9. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - образовательная статистика; - промежуточный и итоговый мониторинг достижения дошкольниками планируемых результатов освоения образовательной программы; - мониторинговые исследования; - социологические опросы; - отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения; - посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного учреждения. 2. Основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования 2.1. Целями системы оценки качества образования являются: - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в дошкольном учреждении; - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в дошкольном учреждении, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставления всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг; - прогнозирование развития образовательной системы дошкольного учреждения. 3 2.2.Задачами построения системы оценки качества образования являются: - формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению; - формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - обеспечение функционирования мониторинга качества образования в дошкольном учреждении; - изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности дошкольного учреждения; - определение степени соответствия государственным требованиям условий осуществления образовательного процесса; - определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников; определение степени соответствия качества образования государственному стандарту на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающихся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям воспитанников; - расширение общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении. 2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных воспитанников при оценке результатов их обучения и воспитания; 4 - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексии, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; -инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении. 3. Организационная и функциональная структура системы оценки качества образования 3.1. Организационная структура, занимающаяся оценкой, экспертизой качества образования внутри детского сада и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии, творческие группы и др.). 3.2. Администрация дошкольного учреждения: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование СОКО дошкольного учреждения и приложений к ним, утвержденный приказом заведующего дошкольным учреждением и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования, участвует в реализуемых мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление 5 информации о состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения; - организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечивает условия для подготовки педагогов дошкольного учреждения по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни системы оценки качества образования; формирует информационно - аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы дошкольного учреждения за учебный год, самообследование); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО. 3.3. Общее собрание работников образовательного учреждения: - участвует в разработке методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения; - содействует проведению подготовки работников дошкольного учреждения по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития воспитанников и формирует предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения. 3.4. Педагогический совет дошкольного учреждения: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в дошкольном учреждении; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в дошкольном учреждении; - инициирует и участвует в организации конкурсов педагогического мастерства; - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования дошкольного учреждения; 6 - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении; - участие в оценке качества и результативности труда работников дошкольного учреждения; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в дошкольном учреждении; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с дошкольным учреждением по вопросам образования и воспитания дошкольников, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно гигиенического режима в дошкольном учреждении, об охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы образовательной деятельности дошкольного учреждения. 4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования 4.1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования. 4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа воспитательно образовательного процесса дошкольного учреждения, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования. 4.3. Предметом системы оценки качества образования являются: - качество образовательных результатов воспитанников (соответствия индивидуальных образовательных достижений целевым ориентирам ФГОС ДО); - качество организации образовательного процесса, включающий условия организации образовательного процесса, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально техническое обеспечение образовательного процесса, организация питания; 7 - профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования; - эффективность управления качеством образования и открытость деятельности дошкольного учреждения; - состояние здоровья воспитанников; - удовлетворенность родителей (законных представителей) условиями и качеством образования в ДОУ. 4.4. Реализация дошкольной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования (Приложение №1). 4.4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов воспитанников включает в себя промежуточный и итоговый мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. 4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательного процесса включает в себя: - эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности; - организация занятий в соответствии с требованиями ФГОС ДО (применение современных педагогических технологий; индивидуализация; интеграция); - программно-информационное обеспечение, наличие сайта ДОУ, эффективность его использования в образовательном процессе дошкольного учреждения; - оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; - обеспеченность методической и учебной литературой; - оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности); - оценку состояния условий воспитания и обучения требованиям СанПиН; - диагностика уровня адаптации детей раннего возраста; - оценку открытости дошкольного учреждения для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей. 4.4.3. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя: - аттестация педагогов; 8 - отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.); - знание и использование современных педагогических методик и технологий; - образовательные достижения воспитанников; - психологическая диагностика педагогов; - участие в профессиональных конкурсах разного уровня. 4.4.4. Содержание процедуры оценки здоровья воспитанников включает в себя: - наличие медицинского кабинета и его оснащенность; - регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий; - оценку заболеваемости воспитанников, педагогических и других работников дошкольного учреждения; - оценку эффективности оздоровительной работы (реализация здоровьесберегающих технологий, соблюдение режима дня); - оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы; - диагностика состояния здоровья воспитанников. 4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности дошкольного учреждения. 4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные мониторинга. Критерии Показатели Индивидуальные достижения воспитанников Образовательные результаты (внутренняя (соотнесение индивидуальных достижений оценка) воспитанников целевым ориентирам ФГОС ДО п. 4.6.) Соотношение доли детей, имеющих Здоровье обучающихся отклонение в здоровье к доле детей «условной нормы» Выполнение детодней Г отовность Доля родителей, участвующих в «жизни родителей к участию в детского сада» управлении дошкольным учреждением 9 Доля педагогов, которые используют современные педагогические технологии Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации Доля педагогических работников, выступавших на различных мероприятиях районного и городского уровня Доля педагогических работников, принимавших участие в конкурсах Соответствие Укомплектованность педагогическими требованиям к условиям кадрами, имеющими необходимую квалификацию образования Соответствие нормам и требованиям СанПиН Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО Организация горячего питания в соответствии с утвержденными нормами Наличие оборудованного медицинского кабинета Инновационный потенциал педагогов 4.7. Периодичность проведения оценки устанавливается на Педагогическом совете. качества образования 5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования 5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества образования осуществляется путем предоставления информации: - основным потребителям результатов СОКО; - средствам массовой информации через самообследование заведующим дошкольным учреждением; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте дошкольного учреждения. 10